Дед Романыч (roman_romanbi4) wrote,
Дед Романыч
roman_romanbi4

Кто, чем и как бомбит «Исламское государство»

Оригинал взят у nyka в Кто, чем и как бомбит «Исламское государство»


Как работает российская группировка в Сирии

30 сентября Совет Федерации одобрил применение Вооруженных сил РФ за пределами России, после чего началась операция ВКС по борьбе с «Исламским государством» (ИГИЛ, деятельность организации запрещена в России). Портал "Отвратительные мужики" собрал данные о технике и вооружении, используемых российской авиагруппировкой в Сирии.

Техника



На аэродроме Хмеймим возле сирийской Латакии сформирована смешанная группа Воздушно-космических сил России, в ее состав (по неподтвержденным данным) входят 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М2 и шесть Су-34, 12 штурмовиков Су-25СМ, четыре многоцелевых истребителя Cу-30СМ, а также ударные вертолеты Ми-24 и многоцелевые вертолеты Ми-8. На примере этой группировки сил мы можем увидеть хорошую картину нынешнего положения российской военной авиации — она состоит как из устаревших морально и физически машин, так и из новых самолетов, подающих большие надежды, но не обладающих боевым опытом применения.

Су-25 и Су-24 — старые советские самолеты, многократно модернизированные и переделанные, но эксплуатируемые уже десятки лет. Они наработали большой опыт боевого применения (в том числе в Чечне и Грузии), летчики и техники знают их вдоль и поперек. Но «старый и проверенный» еще не значит надежный; Су-24 считается одной из самых аварийных машин в ВВС.

Современный тяжелый многоцелевой истребитель Су-30СМ — переработанный вариант Су-30 — перешагнул планку поколения «4+». Он переоснащен современным навигационным и радарным оборудованием, может нести увеличенную нагрузку высокоточного вооружения и по праву считается одним из лучших современных истребителей.

Новейшие фронтовые бомбардировщики Су-34 пришли на смену Су-24. Это многофункциональные машины, оснащенные всем необходимым для высокоточных ракетно-бомбовых ударов, но они еще не участвовали в боевых действиях. Участие в сирийском конфликте — уникальная возможность проверить их в реальных условиях.

Таким образом, лишь десять из тридцати российских самолетов в Сирии — это техника XXI века, но такое соотношение старых и новых машин — нормальное явление для современных армий. В ВВС США все примерно так же; в соседних странах региона — гораздо хуже.

Су-25СМ «Грач»



Старый советский бронированный дозвуковой штурмовик, прозванный «Расческой» за характерные очертания подкрыльевых пилонов для подвески боеприпасов.

Предназначен для непосредственной поддержки войск во фронтовой полосе днем и ночью в любых погодных условиях. Впервые поднялся в воздух в 1975 году, активно эксплуатируется с 1981 года и успел принять участие во всех конфликтах за этот период: война в Афганистане, обе чеченские войны, конфликт в Южной Осетии, а также за рубежом (Ирано-Иракская война, война в Персидском заливе, Вторая конголезская война).



Су-25СМ, применяемые в Сирии, — это доработанный вариант старого Су-25 с обновленной авионикой и приборами ИЛС (индикатор на лобовом стекле) и МФД (многофункциональный индикатор).

Су-24М2 «Чемодан»



Старый советский двухместный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений: 16° — на взлете и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полете, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Принят на вооружение в 1975 году. Активно применялся в ходе обеих чеченских войн, во время конфликта в Южной Осетии, ограниченно использовался некоторыми зарубежными странами (Азербайджан, Узбекистан, Ливия, Украина).



Современная модификация Су-24М2 поступила в войска в 2007 году. На машине установлена новая навигационная система, которая за счет интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полет на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, которое может применять бомбардировщик.

Су-30СМ



Двухместный многоцелевой тяжелый истребитель поколения «4+». Был создан на основе учебно-боевого Су-27 в 1989 году. Решает задачи обеспечения господства в воздухе, перехвата и уничтожения самолетов противника, прикрытия бомбардировщиков и самостоятельного уничтожения наземных и надводных целей. Способен выполнять боевые действия на большой дальности полета и нести большой боезапас.

Модернизированная версия Су-30СМ, используемая в Сирии, совершила свой первый полет в 2012 году. По сравнению со своим предшественником, Су-30СМ оснащен более совершенными системами авионики и навигации, способен нести расширенный состав современного вооружения всех классов. Его боевая эффективность значительно улучшена по сравнению с предыдущими моделями.



По результатам опроса авторитетного британского журнала Flight, Су-30 был признан лучшим истребителем, обойдя американские F-22 и F-15.

Су-34 «Утенок»



Современный многофункциональный двухместный истребитель-бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) поколения «4++», предназначенный для нанесения высокоточных ударов, в том числе и с использованием ядерного оружия. Первые самолеты поступили на вооружение в 2006 году и сейчас он считается основным ударным самолетом Воздушно-Космических сил России. Среди российских военных Су-34 получил прозвище «Утенок» из-за носовой части самолета, напоминающего клюв утки.

Впервые Су-34 применили во время войны в Южной Осетии, где он обеспечивал действия ударной авиации, подавляя грузинские ПВО.



Мощное бронирование обеспечивает Су-34 высокую боевую живучесть при полетах на малой высоте над территорией противника, насыщенной средствами ПВО. Некоторые элементы Су-34 выполнены с учетом технологии Stealth с применением радиопоглощающих покрытий и материалов. Это позволило сделать Су-34 значительно менее заметным на экранах РЛС, чем такие машины, как Су-24, F-111 и F-15E.

Вооружение



Российские ВКС применяют в Сирии широкую номенклатуру боеприпасов. Каждый тип ракеты или бомбы отвечает узкоспециальным задачам. Так же как и с техникой, среди этих боеприпасов присутствуют как современные высокоточные и корректируемые средства поражения, так и неуправляемые бомбы.

ФАБ-500
Масса: 500 кг/213 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: от 30 до 150 м




Неуправляемая универсальная фугасная авиационная бомба. Широко применяется для поражения различных целей: военно-промышленные объекты, железнодорожные узлы, энергетические сооружения, фортификационные укрепления, живая сила и военная техника противника. Гарантированная зона поражения для ФАБ-500 – 50 метров, контузии и ранения причиняются живой силе на расстоянии до 150 метров от эпицентра взрыва. Вероятно, в Сирии применяются и фугасные бомбы большего калибра (ФАБ-1000 и ФАБ-1500).

ОФАБ-250-270
Масса: 266 кг/94 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: от 30 до 150 м




Неуправляемая осколочно-фугасная авиационная бомба предназначена для поражения живой силы противника, объектов вооружения и военной техники. Производятся с 60-х годов с небольшими модернизациями, на складах их скопилось огромное количество. Представляет собой обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением взрывчатого вещества — около 30-35 % — и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек. Гарантированная зона поражения для ОФАБ-250 – около 30 метров, зона поражения живой силы за счет ударной волны и осколков гораздо выше – до 150-200 метров.

БЕТАБ-500ШП (штурмовая с реактивным ускорителем)
Масса: 424 кг/350 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: от 15 до 50 м




Бетонобойная бомба предназначена для эффективного поражения железобетонных укрытий (бункеров) и взлетно-посадочных полос. Корпус выполнен более прочным с утолщенной головной частью. Может пробивать перекрытие толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности образует воронку диаметром 4,5 м. Применяется с любых (в том числе и малых) высот. Бомба за счет парашюта наклоняется до 60°, парашют отстегивается и включается реактивный ускоритель. В одной бомбе БЕТАБ-500 находится 12 ударных блоков.

КАБ-500С
Масса: 560 кг/195 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: 4-7 м




Фугасная управляемая (корректируемая) авиационная бомба относится к высокоточному оружию с принципом «сбросил-забыл», предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов, кораблей на стоянках в любое время суток и при любой погоде.

В отличие от зарубежных аналогов, основная модель КАБ построена не на спутниковой навигации GPS/GLONASS, а на распознавании карты местности по телевизионной головке. Головка самонаведения КАБ использует не сам объект, а ориентиры на местности, чтобы знать свои точные координаты и наводится на цель, которая не выделяется из ландшафта. Это делает ее более надежной в условиях применения современных средств радиоэлектронной борьбы, когда сигналы GPS/GLONASS могут быть подавлены.

Недостатком телевизионной головки наведения является зависимость от погодных условий, поэтому при плохой погоде применяется модель КАБ-500С, использующая ГЛОНАСС-навигацию (именно такие применяют в Сирии) или же КАБ-500Л с системой наведения по лазерному лучу, который может позиционироваться на цели подразделениями спецназа с земли.

Стоимость одной такой бомбы — около 3 миллионов рублей. Помимо бомб калибра 500 кг, ВКС России также применяют в Сирии и старших товарищей, «пятисотки» —полуторатонные КАБы, которые способны проникать в грунт на глубину до 20 метров.

КАБ-250С или ЛГ
Масса: 250 кг/127 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: 4-7 м




Самая компактная в своем классе корректируемая авиабомба, которая была впервые продемонстрирована публике лишь в 2011 году. Оснащена как системой приема спутниковых координат, так и собственной тепловизионной головкой самонаведения. Модификация ЛГ позволяет наводить ее при помощи лазерного целеуказания. Бомба разрабатывалась целенаправленно для вооружения истребителя пятого поколения (Т-50, ПАК ФА), причем для применения из внутрифюзеляжного отсека вооружения, именно поэтому она имеет характерную вытянутую форму.

Х-29Л
Масса: 660 кг/116 кг ВВ
Дальность полета: 8-10 км
Круговое вероятное отклонение: 3,5-4 м




Ракета класса «воздух-поверхность», обладающая повышенными поражающими факторами фугасного и осколочного действия, предназначена для поражения объектов, техники и живой силы противника. Оснащена лазерной головкой самонаведения: цель подсвечивается лазером, по которому производится наведение, при этом ракета воспринимает только нужную длину световой волны, что обеспечивает высокую устойчивость захвата цели.

Изображение, пойманное головкой самонаведения ракеты, транслируется на телевизионный экран в кабине пилота. Удержание луча подсветки обеспечивается автоматической следящей системой. Ракета сама выбирает наиболее выгодную траекторию захода на цель, стремясь поразить ее под как можно более высоким углом, чтобы пробить наименее защищенные перекрытия сооружений и броню транспортных средств.

Стоимость ракеты около 500 тысяч рублей.

Х-25МЛ
Масса: 300 кг/90 кг ВВ
Дальность полета: 8-10 км
Круговое вероятное отклонение: 5-10 м




Ракета класса «воздух-поверхность» предназначена для поражения малоразмерных подвижных и неподвижных целей. Наведение на цель проводится с помощью полуактивной лазерной головки самонаведения. Подсветка атакуемой цели может осуществляться бортовой или наземной станцией целеуказания. Конструкция станции подсветки и головки самонаведения ракеты исключает влияние лазерного излучения от других источников. В задачу летчика входит только обнаружение и маркирование поражаемого объекта на ТВ-индикаторе. Точное удержание луча подсвета на цели обеспечивается автоматической следящей системой. На конечном участке траектории ракета делает «горку». Это старая проверенная ракета, уступающая по мощности Х-29Л.

РБК-500 СПБЭ
Масса: 500 кг/15 элементов по 14,5 кг
Круговое вероятное отклонение: от 1 до 3 м




Разовая бомбовая кассета снаряжена 15 полностью автономными самонаводящимися противотанковыми боевыми элементами, которые оснащены двухрежимными инфракрасными координаторами цели. Предназначена для поражения современных танков и другой бронетехники в сложных условиях естественных и искусственных помех. Эффективна против скопления боевой техники. После выброса поражающих элементов из РБК-500, они выпускают парашюты и начинают вращаться вокруг своей оси в поисках целей. Угол обзора ИК-координатора составляет 30° и сканирует зону цели со скоростью 6-9 об/мин.

После обнаружения цели и определения точки подрыва боевой части с помощью бортового вычислителя (приблизительно на высоте 150 м) осуществляется поражение цели. Медная болванка диаметром 173 мм и весом 1 кг разгоняется до скорости 2000 м/с и способна пробить до 70 мм брони, удар наносится в относительно слабо бронированные области (крыши башен и моторно-трансмиссионных отделений).

ОДАБ-500 (применение не подтверждено)
Масса: 500 кг/193 кг ВВ
Круговое вероятное отклонение: от 30 до 150 м




Объемно-детонирующая авиабомба. Является разновидностью фугасных бомб и предназначена для поражения фугасным действием живой силы и легкоуязвимой техники, а также для разминирования местности. Ее эффективность существенно выше фугасных бомб аналогичного калибра. В носовой части находится электромеханическое устройство, предназначенное для распыления взрывчатого вещества. Бомба содержит 193 кг высокоэнергетической летучей жидкости.

После сброса бомбы через установленное время начинается распыление боевого вещества, которое создает облако смеси взрывчатого вещества с воздухом, которое затем подрывается детонатором. Такой объемный взрыв создает мощнейшую волну избыточного давления, а затем обратную волну, которая затягивает воздух в образовавшийся вакуум (поэтому часто такие бомбы называют «вакуумными»). Эффективный радиус действия взрывной полны против живой силы противника на открытой местности составляет более 50 метров.

Доподлинно неизвестно, применяют ли российские ВКС такие боеприпасы в Сирии, но сирийские авиационные силы используют их достаточно активно. Стоит напомнить, что объемно-детонирующие бомбы классифицированы ООН как «негуманные средства ведения войны, вызывающие чрезмерные страдания людей».

Организация боевой работы



Бомбардировки в Сирии начались 30 сентября 2015 года по официальной просьбе сирийского президента Башара Асада. В тот же день поступили первые сообщения о начале бомбардировок в районе городов Хомса и Хамы. Удары согласуют через Международный координационный центр по борьбе с ИГИЛ России, Ирана, Сирии и Ирака, который базируется в Багдаде. Российские ВКС нацелены в первую очередь на уничтожение командных пунктов «Исламского государства», складов боеприпасов, вооружений, горюче-смазочных материалов и скопления военной техники.

Авиабаза Хмеймим оснащена всем необходимым для комфортного пребывания персонала: жилые блоки, кухня, склады питания, ГСМ и боеприпасов, технические службы. База полностью обеспечивается материально-техническим имуществом из России. При этом местные власти оказывают активное содействие в обеспечении продовольствием — фруктами и овощами. Базу охраняет батальонная тактическая группой морской пехоты Черноморского Флота ВМС РФ со средствами усиления, а также подразделения спецназа. С моря базу прикрывают корабли ВМС РФ во главе с ракетным крейсером «Москва», боевые вертолеты Ми-24 осуществляют патрулирование ближнего периметра на малых высотах.

Работа боевой авиации планируется на данных воздушной разведки и только после уточнения всех сведений, получаемых от штаба Сирийской армии. Российская группировка активно применяет над Сирией собственные средства космической и воздушной разведки, широко использует беспилотные летательные аппараты (о чем мы можем судить по видеозаписям бомбардировок, регулярно предоставляемым Министерством Обороны РФ). Официально модели беспилотников не называются, но судя по опубликованным еще в июле фотографиям сбитых неподалеку от Латакии коптеров, это беспилотники «Орлан-10» и «Элерон-3СВ».

Российские самолеты наносят точечные удары по целям с высоты более 5 000 метров, это позволяет избежать поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (типа «Стингер» или «Игла»), которые в изобилии присутствуют у противоборствующей стороны. Бортовое прицельно-навигационное оборудование российских самолетов позволяет обеспечить попадание по любым наземным объектам с высокой точностью.
За прошедшее время российская авиация в Сирии совершила уже около 100 вылетов и уничтожила более 50 объектов противника.

По словам начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковника Андрея Картаполова, авиаудары ВКС РФ вызвали панику и дезертирство в рядах ИГ; исламисты покидают контролируемые районы.

via




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments